Чиновники считают: пациенты имеют право знать, что именно в медицинской карте пишет врач. Однако получить свою историю болезни бывает непросто. Минздрав определил порядок предоставления таких документов – по письменному заявлению, в отдельном помещении, в срок не более 30 дней после подачи запроса, пишет “Российская газета”.
Комментирует Сергей Плехов, член Межрегионального союза медстраховщиков: “Причины, по которым граждане запрашивают свою медицинскую документацию, самые разные. Начиная от внимания пациента к своему здоровью и до неудовлетворенности ходом лечения или даже желания предъявить медорганизации иск о возмещении причиненного ущерба. Поэтому зачастую медорганизации ничего хорошего от таких запросов не ожидают и необоснованно затягивают с предоставлением нужных документов. Говоря о жалобах застрахованных на отказ медиков предоставить нужные документы, которые поступают к нам в страховые медицинские организации, следует сказать, что таких обращений немного, но они есть. Хочу отметить, что не всегда такие обращения обоснованны. Иногда медицинская организация не может предоставить документы пациенту незамедлительно по объективным причинам”.
Новые правила должны прояснить ситуацию. Итак, полная история болезни или отдельные ее части (исследования, выписки) предоставляются по письменному запросу пациента или его законного представителя. Так как информация носит конфиденциальный характер, ознакомление с ней может происходить только в специально отведенном помещении. Потребуется также регистрация процедуры в особом журнале с указанием личных данных пациента. А перед непосредственной выдачей информации медорганизация обеспечивает сохранение копии на бумажном носителе. В свою очередь, пациента предупреждают о том, что медкарту необходимо держать в ценности и сохранности.
Предварительная дата и время просмотра документов устанавливаются с учетом графика работы помещения для ознакомления с медицинской документацией и числа поступивших письменных запросов. Однако в целом срок не превышает 30 дней. А вот президент “Лиги защитников пациентов” Александр Саверский полагает, что месяц ожидания – слишком долго. “Хотя сами медицинские документы принадлежат медучреждению, все, что в них содержится, – это личная информация, и пациент имеет полное право владеть ею сразу, без каких бы то ни было сроков или ограничений. Да к тому же для больного, например, не удовлетворенного качеством лечения и желающего получить врачебную консультацию в другом учреждении, промедление может стоить и здоровья, и жизни. Ставить барьер в 30 дней нельзя. Приказ разрешает выдавать меддокументы лишь самому больному или его законным представителям. А если человек одинок, беспомощен и просит помочь, например, соседей или сослуживцев? Документ не предусматривает возможность выдавать документы по доверенности”, – говорит эксперт.
При этом, согласно закону об охране здоровья, пациент имеет право получить копии медицинских документов. Однако, как отмечают эксперты, в новом порядке возможность сделать копию или получить выписку после ознакомления не предусмотрена. Правда, амбулаторные больные, пациенты дневных и обычных стационаров имеют возможность посмотреть историю болезни на приеме у врача или непосредственно во время нахождения на лечении.